Судя по новому указу, адвокатские образования должны временно прекратить работу
Вечером 10 апреля мэр Москвы Сергей Собянин ужесточил действующие в столице «карантинные» меры через дополнение указа «О введении режима повышенной готовности» от 5 марта. В частности, глава города установил ещё больше ограничений на передвижение граждан и функционирование организаций. «Временно приостанавливается работа практически всех предприятий и организаций, кроме органов государственной власти, медицинских организаций, предприятий пищевой и медицинской промышленности, производителей средств индивидуальной защиты, ключевых предприятий оборонки, космоса, атомной промышленности и критически важной инфраструктуры», – говорится на сайте мэра. Ограничения введены пока что на срок с 13 по 19 апреля.
Примечательно, что в новом указе нет отдельного упоминания об адвокатской деятельности. Хотя АП Москвы и ФПА ранее обращались к мэру с просьбой включить адвокатские образования в список организаций, на которые не распространяются ограничения – в том числе запрет на передвижение сотрудников по городу.
С подобными обращениями выступили многие региональные палаты – и в ряде случаев исполнительная власть пошла навстречу адвокатам, внеся их в список организаций и лиц, не подпадающих под «коронавирусные» ограничения. Кроме того, министр юстиции Константин Чуйченко направил схожее письмо главам субъектов. Через несколько дней после этого ФПА похвасталась освобождением адвокатов от ограничений в ещё большем количестве регионов. Но в обновлённом сегодня московском указе отдельное «разрешение» на передвижение защитников отсутствует.
Вице-президент ФПА Михаил Толчеев на своей странице в Facebook обратил внимание, что и отдельный запрет на передвижение адвокатов «данным актом не предусмотрен». А значит, «как и прежде, адвокаты и нотариусы могут передвигаться на основании соответствующего удостоверения», – считает он. Но член Совета АП Москвы Константин Ривкин не согласен с такой трактовкой документа. Он отмечает, что отсутствие в указе отдельного упоминания адвокатов может привести к злоупотреблениям, особенно со стороны полицейских. «Потому что я смогу показать сержанту норму, где будут прямо указаны адвокаты, – и ему это будет понятно. А если я покажу росгвардейцу, который будет на меня протокол составлять, 45 страниц указа и скажу, что там нет запрета на передвижение защитника – боюсь, ему это будет не очень понятно. И мне это, честно говоря, не нравится», – заявил он. «Видимо, логика изменений указа идёт от запретов. Они прописывают то, что нельзя – то есть следуют известному принципу “всё, что не запрещено, то разрешено” – предположил Константин Ривкин. – Но дело в том, что в наших реалиях этот путь порочен».
ЧЛЕН СОВЕТА АП МОСКВЫ КОНСТАНТИН РИВКИН
В целом огорчительно, что руководство Москвы нас не слышит. И не только нас, но и министра юстиции господина Чуйченко, который всем руководителям субъектов федерации русским языком чёрным по белому всё это разъяснил. Но, видимо, господин Собянин больше занят укладкой плитки, чем заботой об обеспечении москвичей квалифицированной правовой помощью – и в его решениях мы ничего из того, что надо, не видим.
Стоит также отметить появление в указе нового «перечня видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей», которые столкнутся с серьёзными ограничениями. С 13 по 19 апреля «приостанавливается посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется указанная деятельность». В этом перечне упоминается «деятельность в области права» и «деятельность общественных организаций». Однако из текста указа не до конца понятно, запрещается ли работа таких учреждений или только посещение их посторонними. Юрист «Мемориала» Татьяна Глушкова считает, что речь идёт о первом варианте. «Это значит, что если до сих пор юрконторы и общественные организации формально могли продолжать работу в офисах, обеспечивая ряд санитарно-гигиенических мер, то теперь это официально запрещено, – написала она в своём Facebook. – Будет ли запрет “деятельности в области права” трактоваться как препятствие к участию в следственных действиях, посещению подзащитных в СИЗО и осуществлению защиты/представительства в ходе неотложных судебных заседаний, покажет правоприменение».
Адвокат Сергей Бадамшин называет эту меру, ни много ни мало, отменой конституционного права на защиту. «Согласно коду ОКВЭД 74.11, деятельность в области права – это как раз адвокатские образования и сама ФПА, между прочим, – написал Бадамшин в своем Telegram-канале. – Так что советую чиновникам от адвокатуры не изолироваться от адвокатов, а ехать в правовое управление мэрии для внесения соответствующих изменений в указ».
В сегодняшнем обращении Сергей Собянин также анонсировал «постепенное введение системы пропусков» на территории столицы со следующей недели. «Немного воодушевляет информация о том, что введут какие-то пропуска: если мы их получим, то нам будет проще, – считает член совета АП Москвы Константин Ривкин. – Правда, я не понимаю, как быстро всё это будет реализовано. Вот мне предстоит в понедельник ехать по адвокатским делам – и я не знаю, как буду с полицией объясняться». Между тем вице-президент ФПА Михаил Толчеев заявил, что проблем с пропусками для адвокатов не будет. Он заверил, что палата находится в постоянном контакте «с руководством столицы и Подмосковья, представителями министерства юстиции РФ и другими заинтересованными ведомствами». По его словам, «в очередной раз мы получили заверения о том, что при введении пропускного режима на территории Москвы и Московской области в обязательном порядке будут предусмотрены механизмы, обеспечивающие право передвижения адвокатов для исполнения профессиональных обязанностей».
https://advstreet.ru/news/meriya-moskvy-zabyla-pro-advokatov-v-novom-karantinnom-ukaze/
https://www.sobyanin.ru/koronavirus-dopolnitelnye-ogranicheniya-i-drugie-resheniya-100420
https://fparf.ru/news/fpa/o-svobode-peredvizheniya-advokatov-/