Мар 30

Разъяснение № 14 Совета Адвокатской палаты города Москвы по вопросам профессиональной этики адвоката

«Об особенностях оказания адвокатами профессиональной

юридической помощи в условиях угрозы распространения

в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»

 

Утверждено Решением Совета Адвокатской палаты

города Москвы от 30 марта 2020 года (Протокол № 4)

 

В связи с введением в городе Москве Указом Мэра города Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ (с последующими изменениями и дополнениями) режима повышенной готовности и принятием уполномоченными органами государственной власти и управления Российской Федерации и города Москвы, а также иных субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, связанных с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и предусматривающих запреты, ограничения и иные требования, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности, а также в связи с поступающими обращениями адвокатов, Совет Адвокатской палаты города Москвы даёт следующие разъяснения.

  1. Право на жизнь и охрану здоровья, равно как и право на получение квалифицированной юридической помощи, являются фундаментальными и неотчуждаемыми конституционными правами человека, не подлежащими ограничению, в том числе, в условиях чрезвычайного положения (статьи 20, 41, 48, 56 Конституции РФ). Из этого следует необходимость обеспечения баланса при реализации указанных конституционных гарантий адвокатами в ходе осуществления ими профессиональной деятельности.
  2. Требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 8 Кодекса профессиональной этики адвоката, в соответствии с которыми при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и Кодексом профессиональной этики адвоката, не могут толковаться как умаляющие в какой-либо мере права адвоката на жизнь и охрану здоровья. Более того, здоровье адвоката и безопасные условия осуществления им профессиональной деятельности являются необходимыми предпосылками оказания доверителям квалифицированной юридической помощи.
  3. Осуществление адвокатами профессиональной деятельности в условиях, создающих угрозу их жизни и здоровью, недопустимо. Каждый адвокат обязан неукоснительно соблюдать распространяющиеся на него, в силу возраста, состояния здоровья или по иным критериям, запреты и/или ограничения, устанавливаемые решениями уполномоченных органов государственной власти и управления, включая режим самоизоляции и/или изоляции (карантина).
  4. Невозможность участия адвоката в судебном заседании, следственном или ином процессуальном действии в силу распространяющихся на него запретов и/или ограничений, указанных в пункте 3 настоящего Разъяснения, должна признаваться уважительной причиной неявки данного адвоката, и такие ситуации должны разрешаться в соответствии с действующим процессуальным законодательством.
  5. Адвокатам следует в каждом случае рассматривать вопрос о заявлении ходатайств об отложении судебных заседаний, следственных или иных процессуальных действий, не являющихся безотлагательными, в целях минимизации контактов и рисков распространения инфекции. Участие в таких действиях, а также посещение любых организаций и учреждений, свидания с доверителями следует во всех случаях осуществлять только с неукоснительным соблюдением всех рекомендованных уполномоченными органами государственной власти и управления мер предосторожности.
  6. Вместе с тем, в соответствии со статьёй 12 Кодекса профессиональной этики адвоката, «участвуя в судопроизводстве, а также представляя доверителя в органах государственной власти и органах местного самоуправления, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и лицам, участвующим в деле». В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Кодекса профессиональной этики адвоката, «при невозможности по уважительным причинам прибыть в назначенное время для участия в судебном заседании или следственном действии, а также при намерении ходатайствовать о назначении другого времени для их проведения, адвокат должен при возможности заблаговременно уведомить об этом суд или следователя, а также сообщить об этом другим адвокатам, участвующим в процессе, и согласовать с ними время совершения процессуальных действий». Эти требования к профессиональному поведению адвоката подлежат исполнению, в том числе, при нахождении адвоката в режиме самоизоляции или изоляции (карантина), с использованием всех доступных средств связи и коммуникаций (включая электронные), а также, при наличии такой возможности, путём задействования помощников и стажеров адвоката, не находящихся в условиях самоизоляции или изоляции (карантина).
  7. Во всех случаях невозможности по уважительным причинам явки для участия в судебном заседании, следственных или иных процессуальных действиях, а также невозможности по тем же причинам исполнения иных обязанностей перед доверителем, адвокату следует принять все необходимые и возможные в сложившейся ситуации меры для наиболее полного обеспечения прав и законных интересов доверителя, начиная с надлежащего уведомления доверителя о полной или частичной невозможности исполнения поручения и включая (но не ограничиваясь), при необходимости, согласованием с доверителем вопроса о своей постоянной или временной замене на другого адвоката, не подлежащего самоизоляции или изоляции (карантину) и имеющего возможность принять в установленном законом порядке и полноценно исполнить поручение.
  8. Объявление на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции нерабочих или выходных дней само по себе — в отсутствие оснований для изоляции (карантина) или самоизоляции адвоката — не является уважительной причиной отказа от исполнения поручения доверителя, а также от участия в судебном заседании, следственном или ином процессуальном действии. При принятии решений об осуществлении профессиональной деятельности в нерабочие (выходные) дни адвокатам следует руководствоваться общими профессионально-этическими нормами и требованиями. При этом Совет исходит из того, что осуществление в нерабочие дни защиты по назначению, а также оказание юридической помощи в рамках системы оказания бесплатной юридической помощи подлежит оплате в соответствии со ставками, установленными для оказания такой юридической помощи в выходные и праздничные дни.
  9. Адвокатам, зарегистрированным в Автоматизированной информационной системе Адвокатской палаты города Москвы (АИС АПМ) в качестве участвующих лично в оказании юридической помощи по назначению или бесплатно, на которых решениями уполномоченных органов власти и управления распространяются или будут распространены ограничения и запреты, включающие в себя требования изоляции (карантина) или самоизоляции, следует незамедлительно вносить в АИС АПМ соответствующие сведения для исключения возможности направления им заявок на период изоляции (карантина) или самоизоляции.
  10. При оказании адвокатами, состоящими в реестре адвокатов города Москвы, юридической помощи доверителям на территории иных субъектов Российской Федерации, адвокатам следует руководствоваться требованиями нормативных актов по предмету настоящего Разъяснения, действующих как на территории города Москвы, так и на территории субъекта Российской Федерации по месту оказания юридической помощи.