Федеральная палата адвокатов РФ дала на своем сайте подробные разъяснения об участии в уголовном процессе адвокатов по назначению при наличии у подозреваемых и обвиняемых своих защитников, указав, что злоупотребления со стороны назначенных адвокатов связаны исключительно с работой следствия и суда.
Подготовленные ФПА заявления стали ответом на обращение группы адвокатов по резонансным делам, потребовавших регламентировать порядок работы защитников по назначению, который, по их мнению, допускает злоупотребления в отношении фигурантов дел. В частности, заявители указывали, что «следователь искусственно и сознательно создает препятствия для участия в деле приглашенного защитника, а назначенный адвокат, действуя формально, легитимирует незаконные действия следователя».
«ФПА признает наличие в ряде субъектов РФ проблем, связанных с недобросовестностью адвокатов, которые участвуют в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда», – говорится в заявлении палаты. При этом отмечается, что такие проблемы «инициируются непосредственно дознавателями, следователями и судьями, назначающими адвокатов в процесс».
Как разъясняют в ФПА, органы адвокатского самоуправления принимают все возможные меры, чтобы устранить возможности для недобросовестного сотрудничества адвокатов по назначению с представителями органов дознания и предварительного следствия. Предпринимаются усилия и по пресечению ситуаций, когда суды назначают дополнительных защитников в качестве дублеров наряду с адвокатами, осуществляющими защиту по соглашению с доверителями.
В частности, напоминает ФПА, в ряде субъектов РФ (Самарской области, Ставропольском крае, Тамбовской области, Пермском крае, Калининградской области, Удмуртской Республике) выбор адвоката по назначению осуществляется с помощью специальной компьютерной программы, что исключает возможность выбора защитника.
Кроме того, Советы адвокатских палат также постоянно публикуют специальные разъяснения по вопросам, связанным с участием адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению. В таких разъяснениях в том числе содержатся ответы на вопросы, поставленные в обращении.
Так, заявители предлагают проверять время назначения защитника и время фактического задержания. В разъяснениях же Совета Адвокатской палаты Москвы отмечается, что «адвокат, назначенный защитником задержанного подозреваемого или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого, прибыв к дознавателю, следователю, обязан выяснить точное время фактического задержания, заключения под стражу и, после свидания с подозреваемым, обвиняемым наедине, не принимать участия в каких-либо процессуальных действиях до истечения предусмотренного ч. 4 ст. 50 УПК РФ 24-часового срока для явки приглашенного защитника. Кроме случая, когда будет представлено не вызывающее сомнений в своей достоверности подтверждение невозможности явки адвоката, с которым заключено соглашение, в тот же срок». Нарушение же этих требований расценивается, как нарушение ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Кодекса профессиональной этики адвоката.
В решении Совета ФПА от 29 сентября 2013 года «О двойной защите» сформулированы рекомендации относительно поведения адвокатов в случаях, когда наряду с адвокатами по соглашению с доверителями, вопреки воле последних, судами дополнительно назначаются защитники в качестве дублеров. Выполнение этих правил также является обязательным для адвокатов и органов адвокатских палат, обращает внимание ФПА.
Отмечается также, что по результатам рассмотрения обращения в Адвокатскую палату Москвы переданы материалы в отношении защитника по назначению нового фигуранта «болотного дела» Дмитрия Бученкова для рассмотрения на предмет возбуждения в отношении него дисциплинарного производства.
Кроме того, проблемы, связанные с участием адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и способы их решения будут обсуждаться советом ФПА на ближайшем заседании в январе 2016 года.
Источник: Право.RU