27 декабря 2017 года Бутырский районный суд гор. Москвы приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении адвоката Маркина Андрея Николаевича, члена Адвокатской палаты гор. Москвы и жителя Московской области Магомедтагирова Абдуразака Гаджимурадовича.Оба они обвиняются по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ в совершении покушения на мошенничество, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
По версии обвинения адвокат Маркин А.Н., находясь 26 ноября 2016 года в ОМВД России по району Южное Медведково г. Москвы узнал о задержании Магомедова Мурадхана, который подозревался в совершении вымогательства у жителя Москвы гр. Карпухина. Как следует из текста обвинения, «…Маркин А.Н., достоверно зная, что в отношении Магомедова М.А. уголовное дело не возбуждено, законные основания для привлечения последнего к уголовной ответственности отсутствуют, под предлогом оказания юридической помощи, сообщил Магомедову М.А. не соответствующие действительности сведения о намерении органа предварительного следствия привлечь его к уголовной ответственности за вымогательство у Карпухина Д.А. денежных средств, а также о том, что он (Маркин) может способствовать не привлечению Магомедова к уголовной ответственности…», планируя таким образом, путем обмана, совершить хищение чужого имущества в сумме 500 000 рублей.
Позиция Маркина А.Н. заключается в том, что само обвинение является незаконным и не основанным на реальных обстоятельствах. В первую очередь потому, что факт совершения вымогательства в отношении Карпухина действительно имел место в период с 20 по 24 ноября 2016 года, о чем свидетельствует наличие уголовного дела, которое было возбуждено 01 декабря 2016 года, и задержанных в рамках расследования соучастниках Магомедова, сообщивших в том числе о его активной роли в данном преступлении. Все обстоятельства дела указывают на то, что именно Магомедов неоднократно звонил Карпухину по телефону с требованием передачи 50 тысяч рублей и высказывал угрозы расправой, что подтверждается записями телефонных переговоров. Именно он (Магомедов) при встрече с Карпухиным сидел с ним на заднем сиденье автомобиля и приставлял к телу Карпухина острый металлический предмет. Именно Магомедов впоследствии находился за рулем объявленного в розыск автомобиля «Инфинити», который по ориентировке был остановлен на МКАДе, после чего доставлен в ОМВД по району Южное Медведково, где и произошла встреча адвоката Маркина с подозреваемым Магомедовым. Сам Магомедов не скрывал своей причастности к данному преступлению и согласился на то, чтобы адвокат Маркин осуществлял его защиту, а также дал понять адвокату Маркину, что задержавшие его оперативные сотрудники обещали за 1 млн. рублей вывести его из-под уголовной ответственности.
Именно это обстоятельство наводит на мысль о том, почему все соучастники Магомедова практически сразу после задержания были отпущены под обязательство о явке, сам Магомедов в рамках уголовного дела по вымогательству у Карпухина даже ни разу не допрашивался, а расследование по делу через три месяца с момента возбуждения было приостановлено ввиду того, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то есть как неочевидное.
Следует отметить, что у адвоката Маркина и задержанного Магомедова оказался один общий знакомый по имени Магомедтагиров Абдуразак. Именно он попросил и убедил адвоката Маркина А.Н. взяться за защиту Магомедова, искренне полагая, что тому реально необходима квалифицированная юридическая помощь. Буквально на следующий день после задержания Магомедов был отпущен из отдела полиции Южное Медведково и стал активно общаться с Магомедтагировым и адвокатом Маркиным, но действовал уже под непосредственным контролем оперативных сотрудников и выполнял все их указания. Назначив встречу в одном из ресторанов города Москвы, Магомедов попытался вручить Магомедтагирову конверт с деньгами для передачи их адвокату Маркину, но Магомедтагиров брать деньги отказался, пояснив, что деньги, если они предназначены для оплаты работы адвоката, лучше передать непосредственно Маркину А.Н. Сразу же после этого Магомедтагиров был задержан оперативными сотрудниками, ему одели на руки наручники, натянули на голову капюшон от куртки, а когда стали производить личный досмотр, обнаружили в кармане куртки конверт с деньгами, которых Магомедтагиров не брал, о чем прямо заявил во время досмотра и написал замечание в протоколе.
Сопоставление изложенных фактов указывает на то, что Магомедов М.А., признанный потерпевшим по делу Маркина А.Н., был вовлечен сотрудниками правоохранительных органов в совершение незаконных действий по провокации в отношении адвоката Маркина А.Н., с целью искусственного создания доказательств, направленных на привлечение адвоката Маркина А.Н. к уголовной ответственности, сопряженного с освобождением от уголовной ответственности Магомедова М.А. и его сообщников от уголовной ответственности за вымогательство.
С самого начала расследования уголовного дела, возбужденного 31.03.2017 года в отношении Маркина А.Н. как действующего адвоката, состоящего в членстве Адвокатской палаты города Москвы, следователем Следственного управления по Северо-Восточному административному округу СК РФ по г. Москве Орловым В.В. были существенно нарушены профессиональные права Маркина А.Н. как адвоката, закрепленные в статье 450.1 УПК РФ.
Так, о возбуждении в отношении Маркина А.Н. уголовного дела ему стало известно только 7 июня 2017 года из телефонного разговора со следователем Орловым, который в устной форме сообщил о том, что Маркин А.Н. подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ и должен явиться в СК по СВАО г. Москвы для проведения с ним следственных действий.
С постановлением о возбуждении уголовного дела от 31.03.2017 года Маркин А.Н. был ознакомлен совместно с защитником Хмельницкой О.Ю. только 16.06.2017 года, спустя два с половиной месяца после вынесения соответствующего постановления, чем были существенно нарушены его права на защиту от уголовного преследования, закрепленные в статьях 16, 19 УПК РФ.
Кроме того, при производстве предварительного расследования уголовного дела следователем Орловым В.В. производился осмотр помещения, используемого адвокатом Маркиным А.Н. для осуществления адвокатской деятельности без соответствующей судебной санкции, без уведомления Адвокатской палаты г. Москвы, в отсутствие уполномоченного представителя адвокатской палаты, что повлекло за собой угрозу нарушения режима адвокатской тайны в отношении широкого круга третьих лиц – доверителей адвоката Маркина А.Н., не имеющих отношения к указанному уголовному делу, чьи документы и материалы имеются в адвокатских досье, хранящихся в указанном помещении адвоката.
31.07.2017 года адвокат Маркин А.Н. был задержан по подозрению в совершении преступления, а 02.08.2017 года Останкинским районным судом г. Москвы, по ходатайству следователя, в отношении Маркина А.Н. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом следователем Орловым В.В. были сокрыты от суда имевшиеся у него документы о состоянии здоровья Маркина А.Н. о том, что он находится на лечении по поводу гипертонической болезни II стадии, криза I типа от 24 июля 2017 года и что в период лечения проведение следственных действий с участием Маркина А.Н. противопоказано.
Отдельного внимания заслуживает факт ограничения времени ознакомления Маркина А.Н. с материалами уголовного дела. Так, 27.10.2017 года Останкинским районным судом г. Москвы было удовлетворено ходатайство следователя, Маркину А.Н. было предоставлено время для ознакомления с материалами уголовного дела до 31.10.2017 года включительно.
27.11.2017 года апелляционной инстанцией по уголовным делам Московского городского суда удовлетворена апелляционная жалоба обвиняемого Маркина А.Н., отменено решение Останкинского районного суда г. Москвы об ограничении времени ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого Маркина А.Н. и его защитников в связи с существенным нарушением требований ст. 217 УПК РФ, а именно: для ознакомления с делом ему предоставлялось время от 30 минут до 2 часов в день, в полном объеме материалы уголовного дела не предоставлялись, несмотря на многочисленные ходатайства Маркина А.Н. об этом.
12.12.2017 года при повторном рассмотрении того же самого ходатайства, судья Останкинского районного суда г. Москвы Петухов Д.В. своим постановлением вновь установил обвиняемому Маркину А.Н. срок для ознакомления с материалами уголовного дела до 31 октября 2017 года включительно, что само по себе невозможно, поскольку содержит заведомо невыполнимое условие, отсылающее исполнение данного судебного решения к истекшей дате.
Несмотря на то, что вышеуказанное постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы было обжаловано в апелляционном порядке и не вступило в законную силу, а обвиняемый Маркин А.Н. не смог в полном объеме ознакомиться со всеми материалами уголовного дела, прокурором СВАО г. Москвы было утверждено обвинительное заключение и 27 декабря 2017 года Бутырский районный суд г. Москвы приступил к рассмотрению уголовного дела.
На первом же судебном заседании обвиняемые Маркин А.Н. и Магомедтагиров А.Г. заявили ходатайство об изменении территориальной подсудности уголовного дела, передав его на рассмотрение в Мытищинский городской суд Московской области, поскольку обвиняемые, потерпевший и большинство свидетелей, то есть основная часть участников уголовного судопроизводства по рассматриваемому уголовному делу проживают на территории г. Мытищи Московской области.
В силу действия ч. 3 ст. 35 УПК РФ разрешение вопроса об изменении территориальной подсудности уголовного дела отнесено к исключительной компетенции судьи вышестоящего суда, в данном случае Московского городского суда. Однако, судья Ненашева С.А., продлив Маркину А.Н. меру пресечения в виде содержания под стражей еще на 6 месяцев, посчитала заявленное обвиняемыми Маркиным А.Н. и Магомедтагировым А.Г. ходатайство необоснованным и самостоятельно, не имея достаточных на то полномочий, отказала в его удовлетворении.
С позиции адвоката Маркина А.Н. и стороны защиты в целом, состав преступления в его действиях отсутствует, поскольку он как адвокат с 19-ти летним стажем, основываясь на личном общении с Магомедовым М.А. и полученным от него сведениям, подтвержденными документально, смог юридически оценить перспективу расследования, не исключающую уголовного преследования в отношении Магомедова М.А. Маркин не имел никаких намерений вводить его в заблуждение, более того, действуя как профессиональный адвокат, выписал соответствующий ордер на осуществление защиты Магомедова М.А. и намеревался оказывать всю необходимую ему помощь.
Оценивая в совокупности ситуацию, сложившуюся по уголовному делу в отношении Маркина А.Н. и Магомедтагирова А.Г., огромное количество нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства, сторона защиты намерена последовательно отстаивать свою позицию во всех судебных инстанциях, не исключая обращения в ЕСПЧ, кроме того рассчитываем на активную поддержку адвокатского сообщества и общественности.
Автор : адвокат Олег Звягин